Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Реформы Петра Первого и их значение

 

Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модер­низации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охва­тившие многие сферы жизни общества.

Каковы же были предпосылки петровских реформ?

1. Россия была отсталой страной, что представляло серьез­ную опасность для национальной независимости русского народа.

2.   Промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности западноевропей­ских стран.

3.   Сельское хозяйство отличалось рутинными способами зем­леделия и было основано на подневольном труде крепостного крес­тьянина.

4.   Русское войско в значительной своей части состояло из от­сталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и во­оруженных.

5.   Сложный государственный, аппарат.

6.   Отставала Россия и в области духовной культуры.

Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к ре­формам, преследуя единственную цель: создание мощного обороно­способного государства с высоким международным престижем. Ре­ализация его идеи предполагала решение двух основных проблем, с одной стороны — развитие рыночных отношений, предпринима­тельства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с дру­гой — ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к тотальному огосударствлению общества.

Однако было бы значительным упрощением представлять усилия Петра I по реформированию России как последовательное выполнение какого-то заранее задуманного плана. Чаще всего они носили спорадический характер в виде реакций на те или иные складывающиеся обстоятельства. Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходи­мость победы в Северной войне (1700—1721), и как следствие, необ­ходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т. д.

Северная война началась неудачно для России. В ноябре 1700 г. русская армия потерпела крупное поражение под Нарвой. С этого времени началась бурная деятельность по созданию нового типа армии — регулярной. Армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов: с определенно­го числа крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло здоровье. Позже срок службы был ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовался из дворян. Все дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе. Содержание солдат и офице­ров государство полностью взяло на себя. Таким образом армия ста­ла профессиональной: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров.

Для победы в войне со Швецией необходимо было реформировать не только армию, но и огромную, неповоротливую государственную машину. Петр меч­тал создать такой государственный аппарат, который бы работал четко, “регулярно”, как часы. В 1711 г. был создан высший орган государственной власти — Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенаторы назначались царем. Во главе Сената стоял гене­рал-прокурор. В 1718—1721 гг. были ликвидированы приказы, а вме­сто них учреждены коллегии. Основная особенность системы уп­равления через коллегии состояла в четком разделении между ними функций. Порядок работы коллегий определялся специаль­ными регламентами, а общие принципы работы органов централь­ной власти излагались в Генеральном регламенте.

В 1708—1710 гг. в России создано новое административное де­ление. Вся страна была поделена на восемь губерний, во главе кото­рых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и судебной власти на местах.

Содержание регулярной армии и разросшегося государст­венного аппарата требовало гигантских средств. Одним из способов получения этих средств рассматривалась налоговая реформа. В допетровские времена налогами облагался двор, равное ко­личество налога платили и 10 и 20 обитателей двора. Петр ввел по­душный налог — теперь налог взимался с одного человека (души) мужского пола. Для учета налогоплательщиков была проведена по­душная перепись, а затем ее ревизия.

Существенное значение для духовной жизни россиян имела реформа церковного управления. Эта реформа затрагивала очень чувствительные стороны российской жизни и потому проводилась постепенно. В 1700 г. умер патриарх Андриан. Петр I решил повременить с выбором нового патриарха, а для управления церковными делами в соответствии с “Духовным регламентом” в 1721 г. была со­здана государственная коллегия — Святейший Синод. Таким обра­зом, патриаршество фактически было ликвидировано (хотя офици­ально такого решения не принималось). Начался Синодальный период деятельности церкви, который продолжался до августа 1917 г. Синод занимался имущественными делами церкви, назначением высших должностных лиц — епархиальных архиереев, выполнял координирующие функции в области религиозного и нравственного образования и воспитания.

Создание Святейшего Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь превратилась в одно из госу­дарственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы. Это отрицательно сказалось на духовной жизни русского общества. Православная церковь была адми­нистративно ограничена и законсервирована и смирилась со своим положением служителя режиму. В отличие от Запада, где католи­ческая церковь играла самостоятельную политическую роль, и бо­лее того, диктовала свою волю политическим режимам.

Создание новых властных структур завершается провоз­глашением в 1721 г. Петра I императором, т. е. главой светской и духовной сфер жизни. Никогда прежде глава российского госу­дарства не обладал такой полнотой власти. Следует особо отметить, что это осознанный выбор Петра, так как он абсолютно не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия об­щества от власти.

Систему власти, созданную Петром I, принято называть абсо­лютизмом.

Созданные Петром I силовые структуры — армия, полиция — повсеместно применялись для достижения государственных целей.

Большие надежды в достижении своих целей Петр I возлагал на развитие отечественной промышленности. Инициатором ее развития, как правило, выступа­ло государство. 43% основанных к концу XVII—началу XVIII вв. промышленных предприятий были созданы на государственные средства. Половина предприятий предназначались для снабжения армии и флота. Особенно большое значение приобрел уральский ме­таллургический район. На его заводах отливали и ковали пушки, ядра, гранаты, ружья, штыки, якоря, сабли и т. д.

Основывались суконные, полотняно-парусные и др. промы­шленные предприятия. В царствование Петра I текстильная про­мышленность была создана заново, так как ни одна из мануфак­тур XVII в. не сохранилась к нынешнему веку. Теперь их насчи­тывалось 3,2, и центром текстильной промышленности стала Москва.

Купцы, строившие заводы, получали льготы. Так, благодаря покровительству государства стал крупнейшим заводчиком быв­ший тульский кузнец Никита Демидов.

Для управления купцами и ремесленниками Петр I создал сначала Бурмистровскую палату, потом Главный магистрат, кото­рый должен был заботиться о росте и процветании не только круп­ного, но и мелкого производства. По указу 1722г. мастера-ремеслен­ники объединились в цехи. Введение цехов — свидетельство заботы об упорядочении и развитии мелкого производства, его регламента­ции и усилении опеки со стороны властей. Хотя следует отметить, что в Западной Европе цехи, как средневековый институт, давно ушли в прошлое. Цехи, гильдии тормозили личную инициативу, а следовательно, и сдерживали возникновение и развитие рыночных отношений.

К концу царствования Петра I в России действовало 221 промы­шленное предприятие, из них 86 металлургических заводов, причем 40 из них были очень крупными. Из этих заводов только 21 были основа­ны до Петра и продолжали действовать при нем. Кроме того, ряд пред­приятий, возникших в 1726—1730 гг., проектировался еще при нем. На этой основе в России была создана промышленная основа крупнейшей регулярной армии. Современный флот связал Россию с другими стра­нами, обеспечил военно-политический паритет и торговые связи.

Петр I проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Это имело огромное значение на на­чальном этапе ее становления, но стало тормозом на этапе вступле­ния в конкуренцию на мировом рынке. Она была проникнута духом меркантилизма. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых им и прави­тельством мер зависимость от импорта значительно сократилась. Изделия из русских мануфактур широко распространились по всей стране. В 1724 г. Петр и власти ввели таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия и льготные условия для ввоза сырья для промышленности и вывоза готовых изделий.

Бесспорно, политика протекционизма дала возможность бо­лее быстрого роста отечественной промышленности, но тем не ме­нее, она в такой же степени и мешала складыванию единого мирово­го рынка и консервировала техническую отсталость страны.

При Петре I идет процесс зарождения социально-классовой структуры европейского типа. Прежде всего вырос слой собственников. Изданным в 1714 г. указом о единонаследии было уничтожено различие между вотчи­нами и поместьями. Все земли стали полной собственностью дворян, их “недвижимрй собственностью”. Указ 1714 г. устанавливал, что отныне поместье может передаваться по наследству лишь одному сыну в семье, что способствовало выделению крупных собственни­ков. Указ преследовал цель заставить дворян нести службу, торго­вать, заниматься промышленной деятельностью, ибо для многих из них отныне источником существования должно стать государево жалованье или доходы от промышленности и торговли.

Одновременно шел и активный процесс формирования слоя предпринимателей, причем из разных слоев общества. Интересен в этом отношении указ от 1719 г., который гласил, если кто найдет ме­сторождение и начнет его разработку, тот станет собственником, не­зависимо от того, кому эта земля принадлежала ранее. С середины XVIII в. появилась новая социальная ка­тегория “наемные рабочие”, состоящая из свободных наемных мастеров из ремесленников и крепостных, отпущенных помещи­ками на денежный оброк. Они выступали вольнонаемной силой. Однако все большее значение получал труд принудительный. В 1721 г. последовал указ, разрешающий частным предпринимате­лям покупать крепостных для работы на предприятиях.

Трудно не согласиться, что принятые Петром I меры по разви­тию промышленности, предпринимательства и торговли благопри­ятствовали формированию свободного российского рынка. Да, этот процесс шел, но очень медленно. Его естественному становлению ме­шало всесильное государство, которое к этому времени преврати­лось в корпоративного собственника, обладающего преимуществен­ными правами по отношению к другим участникам экономики.

Говоря о петровской эпохе, нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере. Петр явился основоположни­ком светского просвещения России. Для этого он прежде всего вызы­вал в России множество европейских учителей всех специальностей и посылал русских молодых людей за границу. Он создал русскую светскую школу, при нем началось печатание в широком масштабе книг светского содержания, начиная от азбук, учебников, календа­рей и кончая историческими сочинениями и политическими тракта­тами. Он также положил начало и периодической печати.    

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра I оценивается далеко неоднозначно: от вос­торженно позитивного до глубоко отрицательного. В то время как первые делают акцент на его преданности отечеству и русскому народу, реальном вкладе в проведение масштабных преобразова­ний в промышленности и военном деле, государственном строи­тельстве и реформах в области образования и культуры, вторые — в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реа­лизации его обширной программы преобразований в России и критикуют за слепое перенесение опыта Западной Европы на рос­сийскую почву.

Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, со­зданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской рус­ской культуры и системы образования. В России, наконец-то, был сформирован компетентный государственный аппарат. При нем Россия получает широкое международное признание. В результате Россия сделала значительный шаг на пути ин­теграции в европейскую систему. Однако при Петре I в России усилились и элементы восточного типа цивилизации. Произошло   полное огосударствление общественной жизни. Государственный аппарат, бюрократия подмяли под себя все сословия и социаль­ные группы, перекрыв пути для формирования зачатков граж­данского общества. Произошло полное закрепощение тех слоев общества, которые в предыдущие эпохи оставались формально 1; свободными. Созданный Петром I огромный государственный сек­тор стал главным препятствием для формирования рыночных от­ношений в промышленности.