Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Внутренняя и внешняя политика Александра I

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербург­ской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Вступив на престол, Александр не рискнул пря­молинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполи­тические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербург­ской аристократии, но и широкой русской общественности. Он высту­пил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику "по законам и сердцу" своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популяр­ность в обществе. Александр восстановил отмененные Павлом "Жало­ванные грамоты" дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь раз­решен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, от­менялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти ме­ры создали Александру славу либерала.

В 1802 г. устаревшие коллегии были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управле­ния, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюро­кратии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Для совместного обсуждения ми­нистрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он по­лучил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государст­венного управления был статс-секретарь Непременного совета М.М. Спе­ранский. Осуществление проекта М.М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его про­екте - "Введение к уложению государственных законов" - намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной вет­вей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал не­обходимым создать Государственный совет, который стал бы связую­щим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М.М. Спе­ранский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.

Против либерального проекта М.М. Сперанского выступила консер­вативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегирован­ного положения. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М.М.Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку

Единственным результатом было учреждение Государственного сове­та в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановни­ков, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов (в таком виде Государст­венный совет просуществовал до 1906 г.). Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного ап­парата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I от­разились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохра­нении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоеди­ненной к России в 1809 г., а также в создании Н.Н.Новосильцевым по поручению царя "Уставной грамоты Российской империи" (1819-1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенден­ция. По имени ее проводника она получила название "аракчеевщина". Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепост­ного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного управления, в полицейско-репрессив­ных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в "чистке" университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии. Наиболее ярким проявлением   аракчеевщины стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. Цель соз­дания военных поселений - добиться самообеспечения и самовоспроиз­водства армии, облегчить дня бюджета страны тяжесть содержания ог­ромной армии в мирных условиях. Поселенцы своим тру­дом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сель­скохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, про­мыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В по­селениях царил произвол местного начальства. К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Воен­ные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Прави­тельство от этой практики в последующие годы отказалось.

Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

В самом начале XIX в. Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако аг­рессивные планы Наполеона, с 1804 г. французского императора, заста­вили Александра I выступить против него. В 1805 г. сложилась 3-я коа­лиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. Начавшаяся война оказалась крайне неудачной для союзников. В ноябре 1805 г. их войска потерпели поражение под Аустерлицем. Австрия вышла из войны, коа­лиция развалилась.

Россия, продолжая бороться в одиночку, пыталась создать против Франции новый союз. В 1806 г. образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия, Англия и Швеция. Однако французская армия в течение всего нескольких недель вынудила Пруссию капитулировать. Вновь Россия оказалась одинокой перед грозным и сильным противником. В июне 1807 г. она проиграла сражение под Фридляндом (территория Восточ­ной Пруссии, ныне Калининградская область России). Это заставило Александра I вступить с Наполеоном в переговоры о мире.

Летом 1807 г. в Тильзите Россия и Франция подписали мирный, а потом и союзный договор. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континен­тальной блокаде Великобритании и разорвать с ней политические от­ношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономике России, подрывая ее финансы. Дворяне, материальное благополучие которых во многом зависело от продажи в Англию русской сельскохозяйственной продукции, проявляли особое недовольство этим условием и лично Александром I. Тильзитский мир был невыгоден для России. Вместе с тем он дал ей временную пере­дышку в Европе, позволив активизировать политику на восточном и северо-западном направлениях.

Русско-турецкая война 1806-1812 гг. была вызвана стремлением России усилить свои позиции на Ближнем Востоке, расстроить реваншистские планы Турции и поддер­жать восставших против султана сербов. Она проходила с переменным успехом и имела затяжной характер.

В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор. К Рос­сии отошли Бессарабия и значительный участок Черноморского побе­режья Кавказа с городом Сухум. Молдова и Валахия, оставшиеся в пределах Османской империи, получили автономию. Более широкую автономию Турция предоставила Сербии. Россия стала гарантом выпол­нения Портой этого условия договора. Бухарестский мирный договор имел большое значение. Он был за­ключен за месяц до нападения Наполеона на Россию и расстроил его надежды на помощь турецкой армии. Договор позволил русскому ко­мандованию сосредоточить все силы на отражении наполеоновской аг­рессии. Успехи русского оружия и заключение Бухарестского договора привели к ослаблению политического, экономического и религиозного ига Османской империи над христианскими народами Балканского по­луострова.

В начале XIX в. противоречия России с Ираном и ее успехи на Кав­казе привели к русско-иранской войне 1804-1813 гг. Попытка Ирана предотвратить российское проникновение в Закавказье оказалась неудачной. В ходе войны он потерпел поражение, а Россия завоевала территории Се­верного Азербайджана, населенного народами мусульманского вероис­поведания. Война закончилась Гюлистанским мирным договором 1813 г., по которому Иран признал русское владычество над большей террито­рией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского мо­ря. Этим завершился первый этап присоединения Кавказа к Российской империи.

На севере Европы в результате русско-шведской войны 1808-1809 гг. была завоевана Финляндия, что в значи­тельной степени укрепило северо-западные границы России. Было соз­дано Великое княжество Финляндское, главой которого стал российский император. Финляндия вошла в состав России как автономное го­сударство, управлявшееся по своим внутренним законам, имевшее соб­ственную казну и сейм (парламент). (Финляндия вышла из состава Рос­сии в декабре 1917 г.)

Таким образом, в начале XIX в. Россия, не достигнув успеха в борь­бе с наполеоновской Францией, на других внешнеполитических направ­лениях укрепила свои позиции и значительно расширила территорию.

Отечественная война 1812 г. является крупнейшим событием русской истории. Ее возникновение было вызва­но стремлением Наполеона достичь мирового господства. В Европе только Россия и Англия сохраняли свою независимость. Несмотря на Тильзитский договор, Россия продолжала противодействовать расшире­нию наполеоновской агрессии. Особое раздражение Наполеона вызыва­ло систематическое нарушение ею континентальной блокады. В военном конфликте двух сторон агрессором стал Наполеон. Он начал военные действия и вторгся на российскую территорию. В связи с этим для русского народа война стала освободительной, Отечественной. В ней приняли участие не только кадровая армия, но и широкие народные массы.

Изгнание французов из России не означало окончания борьбы с Наполеоном. Он по-прежнему держал в повиновении почти всю Европу и лелеял гегемо­нистские планы. Для обеспечения своей безопасности Россия продол­жила военные действия и возглавила движение за освобождение евро­пейских народов от французского господства.

В январе 1813 г. русские войска вступили на территорию Польши и
Пруссии. Она заключила союз с Россией. К ним примкнули Австрия, Англия и Швеция. В октябре 1813 г. произошло сражение под Лейпци­гом. Наполеон потерпел поражение. Это привело к освобождению всех гер­манских государств. В марте 1814 г. пал Париж. Наполеон был сослан на о. Эльба.    

В сентябре 1814 - июне 1815 г. державы-победи­тельницы решали вопрос о послевоенном устройстве Европы. Союзни­кам было трудно договориться между собой, так как возникли острые противоречия, главным образом, по территориальным проблемам. Постановления Венского конгресса привели к возвращению старых династий во Франции, Италии, Испании и других странах. Разрешение территориальных споров позволило перекроить карту Европы. Из боль­шей части польских земель было создано Царство Польское как часть Российской империи. Была создана так называемая "венская система", подразумевавшая изменение территориально-политической карты Евро­пы, сохранение дворянско-монархических режимов и европейского рав­новесия. На эту систему была ориентирована внешняя политика России после Венского конгресса.

В марте 1815 г. Россия, Англия, Австрия и Пруссия подписали дого­вор об образовании Четверного союза. Он был нацелен на проведение в жизнь решений Венского конгресса, особенно в том, что касалось Франции. Ее территория была оккупирована войсками держав-победи­тельниц, и ей предстояло выплатить огромную контрибуцию.

В сентябре 1815 г. российский император Алек­сандр I, австрийский император Франц и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали Акт об образовании Священного союза. Его автором был сам Александр I. Текст имел религиозно-мистический ха­рактер и содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу всемерную помощь. Под религиозной оболочкой скрывались политические цели: поддержка старых монархических династий на ос­нове принципа легитимизма (признание законности сохранения их вла­сти), борьба с революционными движениями в Европе и сдерживание многих народов в искусственных государственных границах, созданных решениями Венского конгресса. На конгрессах Священного союза в Аахене (1818 г.) и Троппау (1820 г.) принцип легитимизма был допол­нен новым политическим принципом, дававшим право вооруженного вмешательства членов союза во внутренние дела других государств для подавления в них революционных выступлений (принцип интервенции). Англия, формально не вошедшая в Священный союз, на деле поддержи­вала его консервативную международную политику. Франция вошла в число участников Священного союза в 1818 г. после принятия на его конгрессе в Аахене, по настоянию царя Александра I, решения о выводе оккупационных войск с ее территории.

Четверной и Священный союзы были созданы в связи с тем, что все европейские правительства понимали необходимость достижения согла­сованных действий для решения спорных вопросов. Однако союзы лишь приглушили, но не сняли остроту противоречий между великими дер­жавами. Наоборот, они углубились, так как Англия и Австрия стреми­лись ослабить международный авторитет и политическое влияние Рос­сии, значительно возросшее после победы над Наполеоном.

В 20-е годы XIX в. европейская по­литика царского правительства была связана со стремлением противо­действовать развитию революционных движений и желанием заслонить от них Россию. Революции в Испании, Португалии и ряде итальянских государств заставили членов Священного союза консолидировать свои силы в борьбе с ними. Отношение Александра I к революционным со­бытиям в Европе постепенно менялось от сдержанно выжидательного к открыто враждебному. Он поддерживал идею коллективного вмешательства европейских монархов во внутренние дела Италии и Испании.