Реформаторская деятельность Столыпина
Поможем написать любую работу на похожую тему
Столыпин был одним из главных инициаторов роспуска II Думы и творцов третьеиюньского режима. Но после 1907 г. премьеру пришлось создавать новую обширную правительственную программу для решения важнейших внутриполитических вопросов.
Программа кабинета Столыпина, которую он намеревался реализовать через новую Думу, предполагала проведение аграрной реформы на принципах освобождения крестьян из-под влияния общины, поддержки индивидуального крестьянского землевладения, улучшения агрокультуры и уменьшения аграрного перенаселения в центре страны. Правительство намеревалось урегулировать и рабочий вопрос, принять узаконения о социальном страховании рабочих. Кроме того, Столыпин стремился усилить позиции центральной власти в нерусских окраинах в духе правительственного национализма. Условием реализации этих идей было «успокоение» страны — стремление подавить массовое рабочее и крестьянское движение, борьба с революционной и либеральной оппозицией и противодействие национальным движениям.
Столыпин отказался от традиционной политики сохранения общины и выступил в поддержку индивидуальных форм крестьянского землевладения, потому что главную причину крестьянской бедности видел в примитивном нерациональном строе крестьянского общинного землевладения с его чересполосицей, принудительным севооборотом и считал, что община препятствует выделению наиболее крепких хозяйств.
Аграрная реформа Столыпина предполагала не только «разрушение общины» — обеспечение права крестьян на выход из общины и переход к личной земельной собственности (указ 9 ноября 1906 г.). Составной ее частью стали «землеустройство», т.е. ликвидация чересполосицы, создание хуторов и отрубов, а также переселение крестьян из густонаселенного Центра на окраины, где имелся свободный земельный фонд (главным образом — за Урал), и меры по увеличению площади крестьянского землевладения путем покупки крестьянами дополнительных земель через содействие Крестьянского поземельного банка.
Реформа способствовала становлению частного крестьянского землевладения. Из общины выделялись наиболее зажиточные хозяйства, ведшие предпринимательское производство, а также бедные крестьяне, ликвидировавшие хозяйство и продававшие землю. В тех регионах, где проводилась реформа, из общины выделилось всего 3 млн. крестьянских хозяйств с 22% земель. Но большинство крестьян реформу не приняло и продолжало жить в общине. Не достигла своих целей и переселенческая политика. В течение 1906—1913 гг. за Урал переселилось 3,5 млн. крестьян, из которых 500 тыс. вернулось обратно, причем темпы переселения не поспевали за естественным приростом населения. Хотя крестьяне купили около 4 млн. десятин земли, однако реформа не достигла одной из главных целей — она не воспитала у крестьян чувства уважения к чужой собственности. Они по-прежнему требовали всех земель помещиков.
При всей своей незавершенности Столыпинская аграрная реформа имела экономический эффект. Росли урожаи, увеличилось использование машин и улучшенных орудий труда, а также современной агротехники и удобрений. Выросла товарность сельского хозяйства, т.е. связь его с рынком: она составляла у частновладельческих хозяйств — 47%, а у зажиточных крестьян — 34%. Однако эти положительные изменения затронули не более пятой части крестьянских хозяйств. У большинства крестьян сохранялась община, примитивная агротехника и трехполье и, как следствие, — низкая урожайность. Несмотря на проводимую правительством программу переселения за Урал, сохранялась аграрная перенаселенность Центра России.
Программа по рабочему вопросу включала два законопроекта в отношении рабочих: о страховании рабочих от несчастных случаев и о врачебной помощи. Согласно им, на предприятиях создавались больничные кассы для рабочих. Лечение рабочих проходило на счет предпринимателей. Но из-за сопротивления представителей буржуазных кругов процесс принятия законопроектов затянулся: они были одобрены в Думе только в 1912 г. Вообще же следует отметить, что в отношении рабочего вопроса правительство оказалось более дальновидным, чем российские торгово-промышленные круги.
Национальный вопрос был одним из важнейших в программе П.А. Столыпина. Суть мероприятий в данной области можно свести к следующим положениям: продолжение политики централизации, унификации и русификации национальных окраин — в первую очередь Финляндии и Западного края; поддержка русского населения на окраинах в противовес коренному большинству — «инородцам». Было предложено ввести земские учреждения в шести губерниях Западного края: белорусских Могилевской, Минской и Витебской; украинских Киевской, Подольской и Волынской. В этих губерниях создавались национальные курии — русские и польские, причем вследствие искусственного занижения процента нерусского населения края русские избирали большее число гласных.
Правые члены Государственного Совета выступили против идеи Столыпина, не желая распространять «либеральное» земское Положение на новые губернии. Весной 1911 г. Госсовет отверг законопроект о Западном земстве. Правительство вынуждено было провести этот закон указом императора по ст. 87 Основных законов, на три дня распустив законодательные палаты. Это резко ухудшило отношения премьера не только с Госсоветом, но и с Думой, которая осудила действия правительства. Законодательный кризис по вопросу о Западном земстве стал одним из этапов на пути развала третьеиюньской системы.
Вторым из национальной программы Столыпина стал «Холмский вопрос». Холмщиной или Холмским краем именовалась часть территории Царства Польского, примыкающая к городу Холм. Население этой местности по этническому составу было смешанным (русские, украинцы, поляки, литовцы), но в религиозном отношении большинство исповедовало униатско-православную веру. После польского восстания 1863 г. Русская Православная Церковь повела политику объединения униатов с православием, что и было сделано в 1875 г. Однако после объявления в 1905 г. свободы вероисповедания многие бывшие «православные» стали католиками.
Законопроект о Холмщине, внесенный в Думу в 1909 г., предполагал выделение Холмщины из состава Царства Польского и подчинение ее Киевскому генерал-губернаторству. Таким образом, провозглашался очередной раздел Польши. Несмотря на протесты поляков, которых поддержали оппозиционные фракции, в 1912 г. правооктябристское большинство приняло данный закон.
Третьим шагом в национальной сфере стал финляндский вопрос. Русское правительство полагало, что все законы, затрагивающие общеимперские вопросы или вопросы, находящиеся в совместном ведении края и России, должны приниматься общеимперскими органами — Государственной думой и Государственным Советом России, а не финляндским Сеймом. Фактически это означало ликвидацию автономии Финляндии. Проект правительства, поддержанный правыми и октябристами, был принят в 1910 г. Таким образом, значительная часть программы Столыпина была выполнена, и содействие ему оказали правые фракции Государственной думы и октябристы.
Однако реализация курса правительства не укрепила его влияние в обществе. Не прекращалось рабочее движение, продолжались волнения в деревне. Революционеры, оппозиционеры-либералы и представители национальных партий по-прежнему боролись с властью. Против Столыпина выступали и крайне правые. После истории с Западным земством в оппозицию властям стали переходить и октябристы, считавшие, что деятельность кабинета разрушает конституционный строй. Ухудшились и отношения премьера с Николаем II, императора не устраивала самостоятельность главы правительства. Однако отставка не состоялась, поскольку 1 сентября 1911 г. в Киеве Столыпин был убит эсеровским боевиком и полицейским провокатором Д. Г. Богровым.