Л.И. Брежнев и политика СССР в 70-е гг.

Поможем написать любую работу на похожую тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хруще­вым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значи­тельной попыткой реформировать советское общество. Стремление ру­ководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политиче­ские и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором - Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Пер­вым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной рабо­те. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества.

Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерали­зацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками ра­дикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и не­которые другие работники партийно-государственного аппарата. Дос­тижение стабильности общества они связывали с пересмотром полити­ческого курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руко­водства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" тракто­вался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического со­единения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частно­сти в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - этапа "развитого социализма". Существовав­шие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика "совершенство­вания" социализма.

В общественно-политической жизни 60-х -70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под ви­дом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышлен­ных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена тер­риториальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.

Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий ста­линского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, огра­ничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.

В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу­ры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности - советского народа. Одна­ко ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства рес­публик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношени­ях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разреше­ния. Представители республик требовали расширения сети школ с пре­подаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружаю­щей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарас­тающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального само­сознания народов, выступления в защиту национальных интересов рас­сматривались как проявление местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко про­слеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и техническо­го творчества, постоянно действующие производственные совещания. В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специали­стов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили кото­рыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.

Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах - XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народно­хозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры "совершенствования" хозяйственного механизма, ко­торые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность администра­тивного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных мини­стерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллиген­ции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Главным принципом государственной власти провозглашалось полно­властие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства - Советы.

Ядром политической системы общества "развитого социализма" на­зывалась Коммунистическая партия.

Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к по­зитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения эко­номических реформ.

Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В мар­те 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ог­раничения с их личных хозяйств.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей ра­боты предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось коли­чество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства и восста­навливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действо­вать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной само­стоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления. Но она не затрагивала основ ко­мандно-административной системы.

Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства. Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускались нару­шения в политике планирования заготовок. Устанавливались дополни­тельные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупоч­ные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим сдаточным ценам. Это стало одной из причин увеличения числа убыточных хо­зяйств.

В социальную сферу, так же как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе - так называемой "но­менклатуры". Руководители высшего и среднего уровня занимали осо­бое, привилегированное положение в системе распределения материаль­ных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольст­венными и промышленными товарами, действовали специальные поли­клиники, больницы, санатории. "Номенклатура" была надежной опорой" проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммуни­стической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть "деформации социализма" успеха не имели.

На рубеже 60-70-х годов значительно акти­визировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилага­ло усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Сою­зом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происхо­дили позитивные сдвиги в отношениях СССР с разлитыми капиталистическими государствами.

Процесс "разрядки" оказался недолговременным. Очень скоро нача­лась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД совет­ской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Вос­точной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.

Политика "ограниченного суверенитета", проводимая советским ру­ководством по отношению к социалистическим государствам, была на­звана на Западе "доктриной Брежнева". Одним из проявлений этой "доктрины" было вмешательство СССР во внутренние дела Чехослова­кии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку "об­новления социализма" путем демократизации общества, внедрения ры­ночных начал в экономику, переориентации внешней политики на стра­ны Запада. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран - участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обяза­лись не допускать впредь "проявлений антисоциализма".

 


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.