Впокраску. Профессионально . Обращайтесь.

Попытки реформы политической системы и десталинизация общества в 1953-1964

Поможем написать любую работу на похожую тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Начало десталинизации.

Со смертью Сталина, последовавшей 5 марта 1953 г., заканчивалась целая эпоха в жизни страны. Эпоха, когда развивалась и крепла система, опиравшаяся на аппарат, на репрессивные органы. Борьба за власть среди наследников вождя носила непрерывный характер вплоть до весны 1958 г. и прошла несколько этапов.

1 этап – март-июнь 1958г. ключевые позиции в руководстве страны заняли новый председатель Совмина Г. Маленков и Л. Берия глава МВД. Проводили меры по ограничению партийного руководства. Но Партаппарат стремился сохранить не только режим, но и свое приоритетное положение в обществе. => заговор Хрущёва против них, Берия расстрелян.

2 этап - С лета 1953 г. по февраль 1955 г, на вершине власти оказались Г. Маленков и Н. Хрущев. Хрущёв – усиление, Маленков ослабление и скомпрометирован. В феврале 1955 г. Маленков был снят с поста главы правительства.

3 этап - с февраля 1955 г. по март 1958 г. Хрущеву пришлось вести борьбу за власть «с объединенной оппозицией» в лице Маленкова, Молотова, Кагановича и др. «оппозиционеры» были объявлены «антипартийной группой» и лишены своих постов

ХХ съезд КПСС. Критика культа личности» и ее пределы.

Решения 20-ого съезда (февраль 1956г.) внесли раскол в международное политическое движение. Критика «культа личности» Сталина, по идее ее инициаторов, с самого начала должна была иметь определенные рамки, обозначенные в опубликованном летом 1956 г. постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий». В нем отмечалось, что, не смотря на все принесенное зло «культ личности» Сталина «не изменил природу» социализма и не увел общество «в сторону от правильного пути развития к коммунизму». Все эти «негативные явления» объявлялись преодоленными благодаря решительности и настойчивости «ленинского ядра руководителей» КПСС. Тем самым практически был снят вопрос о политической ответственности за многочисленные жертвы и извращения «ленинского курса»

Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «легкий морозец».На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.

Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобрели характер официальных оценок. несмотря на появление новых произведений, в которых пробивались ростки свободомыслия, в целом политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы. Говоря о них на одной из своих последних встреч с литераторами, Хрущев заявил, что достигнутое в последние годы «вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности наступила пора самотёка. Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной жизни стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

Реабилитация репрессированных. В ходе начавшейся реабилитации жертв политических репрессий были возвращены читателю книги М. Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева и др. Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководством Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытка А. Фадеева добиться этого через изъятие у Министерства культуры идеологических функций привели к его опале, а затем и к гибели.

Реабилитация ряда депортированных народов.

Попытки реформ:

1). Экономические реформы

2). Широкие социальные программы

3). Попытки оптимизировать управление страной, элементы либерализма в деятельности партийного аппарата

4). Сокращение армии

5). Либерализация культурной жизни

6). Новые тенденции во внешней политике

Многие реформы Хрущева носили идеологический характер, были не продуманы и имели обратный результат.

В октябре 1961 состоялся 22 съезд КПСС. Партия исходит из того, что социализм в стране полностью победил. Страна вступила в период строительства коммунизма. Для построения коммунизма необходимо решить триединую задачу:

1). Построить материально-техническую базу

2). Перейти к коммунистическому самоуправлению

3). Воспитать нового человека.

Программа носит утопический характер, но конкретные социальные программы (продовольственная, жилищная) выполнены. Для осуществления (построения основ) потребуется 20 лет.

Кризис политики Хрущева и его отставка.

Трудности и противоречия в области экономики привели к повышению цен и возмущению трудящихся. Хлебный кризис 1963 - начало закупок зерна за границей. Реформы управления н/х в конечном итоге привели к путанице и неразберихе, реформаторской лихорадке и дезорганизации управления. Хрущев теряет опору в обществе, от него отвернулись партийный аппарат, хозяйственники, военные, КГБ, интеллигенция, народ. К октябрю 1964 против Хрущева составился заговор в высших руководящих инстанциях. В нем приняли участие президиум ЦК, военные, КГБ, Брежнев, Косыгин, Семичастный, Суслов, Игнатов. В октябре 1964 Хрущев под давлением обстоятельств подал в отставку.

Оценка хрущевского десятилетия.

Положительные факторы:

1). Разоблачение культа личности.

2). Реформаторская деятельность

3). Социальная программа

4). Либеральная культурная политика

5). Новые тенденции во внешней политике.

Отрицательные факторы:

1). Непоследовательность в либерализации общества

2). Непродуманность реформаторства.

3). Утопичность некоторых планов

4). Собственный культ

Развитие образования.

Сложившаяся в 30-е гг. образовательная система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере. Однако это входило в противоречие с официальным курсом на экстенсивное развитие экономики, который требовал ежегодно сотни тысяч новых рабочих для освоения тысяч строящихся по всей стране предприятий.

Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон. Вместо существовавшей семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для руководителей предприятий это создавало новые проблемы с еще большей текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

В августе 1964 г., не отвергая в целом курс на сближение школы с жизнью, ЦК КПСС и правительство приняли решение о восстановлении в средней школе двухлетнего срока обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилетней.

Развитие науки.

Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, безусловно стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. После долгого перерыва возобновились работы в области генетики. Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. Даже космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.