Смута XVII в. как политический и культурный кризис средневековья
Поможем написать любую работу на похожую тему
Смута как политический кризис была обусловлена такими факторами как пресечение династии московских царей (1598) и подозрительные обстоятельства смерти царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, что способствовало появлению самозванчества (по выражению Б.А. Успенского), когда различные авантюристы (Лжедмитрий I, II, III; царевич Илейка и др.) объявляли себя членами царского рода. Это явление было использовано политическими противниками Бориса Годунова, а затем Василия Шуйского для дестабилизации положения России, ослабленной негативными социально-экономическими последствиями Ливонской войны. Кризисом русской государственности воспользовались Польша и Швеция, оккупировавшие часть русских земель и попытавшиеся посадить своих ставленников на русский трон, однако этому воспрепятствовал национально-освободительный подъем против иностранной интервенции (первое и второе ополчение, 1611, 1612).
Социальные противоречия как причина Смуты были впервые выявлены С.Ф. Платоновым и В.О. Ключевским. В советской историографии (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, И.И. Смирнов) Смута рассматривалась, с одной стороны, в контексте классовой борьбы между крестьянством и феодалами, а с другой – как сопротивление иностранной интервенции. В культурологическом аспекте Смутное время можно рассматривать как переходный период от Средневековья к Новому времени, когда кризис государственности способствовал изменению традиционного мировоззрения. Феномен самозванчества вызвал к жизни утопические представления о “подлинном царе” (К.В. Чистов, Б.А. Успенский), в которых отразилось общественное недовольство существующим социально-экономическим положением.