Государство и православная церковь в средневековой России (XV – первая половина XVII в.)
Поможем написать любую работу на похожую тему
После провозглашения в 1448 г. автокефалии русской церкви в церковных делах усилилось влияние московских князей, которые получили возможность устранять неугодных им иерархов (митрополиты Зосима и Варлаам, новгородский архиепископ Феофил и др.), выступать арбитрами в церковных спорах (так Иван III долгое время препятствовал разгрому т.н. ереси жидовствующих, приверженцы которой отстаивали представление о сильной княжеской власти). Иван III, организовавший масштабную конфискацию церковных земель, поддерживал нестяжателей (последователи игумена Нила Сорского), отрицавших право владения землей за церковью, но не сумел провести их программу на церковном соборе 1503 г. Василий III сначала был близок к нестяжателям, но позднее сблизился с иосифлянами (последователи игумена Иосифа Волоцкого), защищавшими церковное землевладение. При нем представители церкви сформулировали идеологическую концепцию «Москва – Третий Рим», объявлявшую ее правопреемницей Рима и Константинополя.
Политическая роль церкви усилилась в первый период правления Ивана Грозного, однако, конфликт царя с митр. Филиппом (Колычёвым), настаивавшим на прекращении опричного террора, привел к низложению и гибели последнего (1568-1569). В 1586 г. за интриги против Бориса Годунова был низложен митр. Дионисий, его преемником стал ставленник Годунова Иов (с 1589 – патриарх). В период Смутного времени представители церкви способствовали национально-освободительному движению. С избранием патриархом Филарета (1619-1633), отца царя Михаила Романова, патриаршая власть была приравнена к царской и церковно-политический «дуумвират», просуществовавший до времени патриарха Никона (1658), получил свое окончательное оформление.