Культурный, социальный и политический смысл церковного Раскола. Сравнительные характеристики обновленческих движений в западной и восточной церкви. Научные дискуссии о содержании и последствиях церковного Раскола
Поможем написать любую работу на похожую тему
В середине XVII века в Москве сложился кружок «ревнителей благочестия» (И. Неронов, С. Варсонофьев, Аввакум, Никон и др.), выступавший за исправление богослужебных книг, которые в процессе своего бытования претерпели изменения; часть изменений обрядового характера получила каноническую санкцию Стоглавого собора 1551 г., поэтому когда Никон был избран патриархом и принялся не только за искоренение ошибок, но и за реформу обрядов с целью приведения к греческому образцу (трехперстное знамение, крестный ход против солнца и пр.), «ревнители благочестия» выступили за сохранение «старого обряда» (двуперстное знамение, крестный ход по солнцу) и отказались признавать нововведения. Реформы Никона поддержал царь Алексей Михайлович, но в дальнейшем, между ними начались разногласия, спровоцированные теократическими претензиями Никона (“Священство выше царства”) и закончившиеся его низложением (1667).
А.В. Карташов и Н.А. Бердяев связывали раскол с кризисом идеи «Москва – Третий Рим», представляя ситуацию так, что последователи Никона, обратившись к каноническому авторитету греков, де-факто отказались от самостоятельности русской церкви и «имперских» притязаний Москвы. По мнению А.Л. Юрганова, реформы воспринимались старообрядцами как удар по вере. С точки зрения Б.А. Успенского, Раскол был вызван тем, что никонианцы занимали более либеральную позицию в семиотической интерпретации церковных обрядов, чем старообрядцы. Вместе с тем, ситуация Раскола была использована и для выражения оппозиции царской политике в целом (Соловецкое восстание 1668–1676). С культурологической точки зрения противоречия между никонианцами и старообрядцами были вызваны полемикой по вопросу о форме и содержании обрядов и богослужебных книг, а не догматическими разногласиями.
Реформация в Европе XVI века в отличие от церковных реформ в России носила более радикальный характер, т. к. была направлена не только на обрядовую сторону христианского культа. Под влиянием гуманизма затрагивала догматические вопросы, признавая в качестве религиозной основы только «священное писание» и отрицая авторитет папства и его церковных установлений («священное предание»), под прикрытием которых совершались различные злоупотребления (торговля церковными должностями и индульгенциями). Разрыв протестантов с католич. церковью способствовал созданию национальных церквей и установлению над ними государственного контроля в Германии, Англии и Скандинавии.