Формирование социальной проблемы в России конца XIX века. Содержание “аграрного” и “рабочего” вопроса. Характеристика и периодизация массовых движений в России  начала ХХ  века

Поможем написать любую работу на похожую тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Незавершенный характер Крестьянской реформы 1861 г. на фоне медленного процесса выкупа крестьянских наделов способствовал тому, что в условиях интенсивного развития фабричной промышленности часть безземельных крестьян перебралась в города, где пополнила ряды формирующегося рабочего класса. Низкий уровень жизни рабочих привел к тому, что в 1870-х гг. зародилось стачечное движение, пик активности которого падает на 1880-е гг., что вынудило правительство разработать пакет фабричных законов, с одной стороны, ограничивающих произвол собственников, а с другой – вводящих санкции против участников стачек. В 1880-90-х гг. появились первые объединения рабочих (“Освобождение труда” Г.В. Плеханова, 1883; “Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса” В.И. Ленина, 1895 и др.), придерживавшиеся марксистской доктрины. На следующем этапе началось оформление партий, были сформированы «Российская социал-демократич. рабочая партия» (1898), «Партия социалистов-революционеров» (1901-1902), которые выступали не только за расширение прав рабочего класса, но и за свержение царизма. Попытка поставить рабочее движение под правительственный контроль (зубатовские кружки) особого успеха не имела. Неэффективность правительственных мер по решению аграрного вопроса (снижение выкупных платежей, кредитование крестьянских хозяйств и т.д.) привела к появлению идеи об уничтожении общинного землевладения и предоставлении крестьянам права частной собственности на землю, которая была реализована П.А. Столыпиным.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.