Особенности просвещенческой политики в эпоху Александра I и ее результаты. Государственное и общественное просветительство: проблема “служения Отечеству” и свободы личности в понимании власти и интеллектуальной элиты

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей, с носителем языка - от 1500 рублей

Узнать детали

При Александре I было увеличено количество высших учебных заведений (Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский, Виленский ун-ты), которые первоначально пользовались довольно широкой автономией. Принятые в 1804 г. Устав учебных заведений и первый цензурный устав отличались демокра­тичностью, хотя действие их ограни­чивалось правительственными мероприятиями. Во второй половине царствования Александра просветительская политика, реализуемая через т.н. Библейские общества, стала приобретать клерикально-мистический оттенок. Идея «Служения» возникла в обществе второй половины 18 в., заменив представления об обязательной «службе», формировавшиеся с середины 16 в. до издания Манифеста о вольности дворянства в 1762 г. В дворянском обществе сложилось специфическое понятие о личной и корпоративной «чести», обусловленной происхождением и требовавшей соответствия определенным нормам этикета. «Служение» рассматривалось, прежде всего, как распространение просветительских идей, введение во вновь открытых учебных заведениях образовательных стандартов, соответствующих европейскому уровню. Вследствие этого на рубеже 18–19 вв. некоторые представители дворянства посвятили свои усилия развитию наук и в том числе – изучению отечественной истории, соответственно, оказывая влияние на формирование общественного мнения. Хотя в начале 19 в. дворянство продолжало рассматриваться как кадровый ресурс самодержавия (в “Записке о Древней и Новой России” Карамзина, 1811), после событий 1812 г. часть дворянства перешла на более радикальные позиции, выступив с требованием коренного реформирования общественного устройства, что в итоге привело к формированию тайных оппозиционных обществ и возникновению движения декабристов.