Духовная жизнь и культура России конца XIX - начала ХХ века. Понятие "Серебряного века" как модели культуры: содержание, тип культурного творчества
Понятие “Серебрянного века” или “Русского Ренессанса” для характеристики отечественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. введено Н.А. Бердяевым, увидевшим в культурных достижениях своих современников отблеск славы предшествующих "золотых" эпох. Как считал поэт-символист К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. На фоне этого появились новые литературные течения, интерпретировавшие действительность как с позиций реализма (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.М. Горький, А.И. Куприн), так и в рамках субъективизированного мировосприятия (символизм В. Брюсова, Д. Мережковского, В. Иванова, А. Блока в 1900-е гг.; акмеизм Н. Гумилёва, А. Ахматовой, О. Мандельштама, и конкурировавший с этим течением футуризм В. Хлебникова, В. Маяковского, Б. Пастернака – в 1910-е гг.). Символистские тенденции нашли свое отражение в живописи (М. Врубель, В. Борисов-Мусатов), где в начале 20 в. возникли различные художественные объединения (“Мир искусства”, “Голубая роза”, “Бубновый валет”). В философии разрабатывалось учение о всеединстве (В.С. Соловьёв), представляющем совокупность всех элементов бытия. В персоналистической концепции Н.А. Бердяева человек рассматривался как “вещь в себе”, который реализует свободу посредством творчества, противостоящего миру “призрачного бытия”.