Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Эпоха великих реформ. Отмена крепостного права

К середине XIX века многие в России многие понимали, что жить так дальше нельзя. Выступая в марте 1856 г. перед предводителями московского дворянства Александр II (1855-1881) сам предложил начать уничтожение крепостного права, призывая помещиков начать это делать «сверху» нежели ждать, когда оно начнет само уничтожаться «снизу». После длительной работы, споров и согласований 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права был подписан императором. Вскоре документ был обнародован. Его текст зачитывали в церквях, а перед войсками его прочитал сам Александр II. Крепостное право в России пало. Отныне крестьяне стали лично свободными гражданами. Они получали ряд гражданских прав – свободу распоряжения своим имуществом, заключения сделок, открытия торговых и промышленных заведений и т.д. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельское общество (общину).

Взаимоотношения между сельскими обществами и помещиками регулировались мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из местных дворян. Они имели широкие полномочия и руководствовались только положениями закона. Помещики при этом сохраняли право собственности на все принадлежавшие им земли, однако были обязаны предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость» а также полевой надел. За пользование землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Крестьяне не имели права отказа от полевого надела в течение первых 9 лет. Размеры надела фиксировались в уставных грамотах. Крестьянам предоставлялось право выкупа своего надела. За землю, 70-80 % ее стоимости, платило государство. Крестьяне же должны были в течение последующих 49 лет выплачивать государству этот кредит. Крестьяне, выкупившие свои наделы, 49 именовались крестьянами-собственниками, а не выкупившие – временнообязанными.

Однако крестьяне так и не стали владельцами земли. Субъектом собственности на землю было определено сельское общество, т.е. община. Поэтому правомерно говорить о том, что после 1861 г. в России наряду с дворянским землевладением появляется общинное землевладение. Последствия отмены крепостного права были колоссальными. По выражению А.А.Корнилова, «Положением 19 февраля народ впервые выводился на историческую арену». Это был первый и важнейший шаг по пути модернизации страны.

2. Зарождение гражданского самоуправления Важным направлением в проведении реформ в России была земская реформа. Основная идея земской реформы предполагала признание существования человеческого сообщества с его собственными хозяйственными нуждами и потребностями, независимыми от диктата государства. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» вводилось Указом от 1 января 1864 г. Земства вводились не везде, а главным образом в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. С 1865 г. земства начали действовать в 19 губерниях, в 1866 г. – еще в девяти. За 12 лет земства были созданы в 34 из 78 губерниях России. По своей роли земские органы делились на распорядительные и исполнительные.

Распорядительным органом являлось земское собрание гласных, которое заседало один раз в год. Оно решало хозяйственные вопросы, утверждало сметы, земские налоги, а также выбирало исполнительный орган – земскую управу. Основная часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Земства занимались вопросами местной промышленности, торговли, снабжения. В их компетенцию входило народное образование, здравоохранение, землеустройство, агрономия, ветеринария, статистика и другие вопросы. Земства отличались высокой функциональностью, которая обеспечивалась высоким профессионализмом их кадров. Органы местного самоуправления не имели право заниматься политическими вопросами. С земской реформой была тесно связана городская реформа, которая проходила на основе специального Городового положения, принятого в июле 1870 г.

В городах были созданы всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного 50 ценза. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и владельцам недвижимости в пределах данного города. Распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным – Городская управа под руководством городского головы. В компетенцию городского самоуправления входили преимущественно хозяйственные вопросы: благоустройство городов, развитие торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования. Городская дума устанавливала и налоги. К 1892 г. городское самоуправление было установлено в 621 городе их 707 имевшихся тогда в России. Создание органов местного самоуправления способствовало развитию в России гражданского общества.